Уже в детстве Ребенок сталкивается не только с целыми предметами,
но и с его составными частями. Это яблоко и его половинка, которую
малыш просит у мамы, это - апельсин, разделенный на дольки, это -
когда он делит шоколадку на три или четыре части. Игра позволяет
показать детям возможность дробления предмета на равные доли,
учить видеть части в едином целом предмете, выявляет отношение
целого и части уже с раннего возраста. Игру можно использовать как
наглядное пособие к действиям над дробями также в рамках школьной
программы.
|
Как можно играть в
ДРОБИ
|
Начиная знакомство Ребенка с игрой,
используйте те задания, которые учитывают возраст и уровень
развития Ребенка.
-
Достаньте целый круг и задайте Ребенку вопрос: "На что это
похоже?" ( например: круг - на яблоко, пирог, мяч и т.д.). Затем
покажите второй круг, который состоит из двух половинок.
- Чем отличаются круги?
- Сколько частей во втором круге?
- Одинаковые ли круги? (целый и из двух частей, методом наложения
половинок на целый круг).
-
Игра "Магазин": Ребенок в роли продавца, взрослый - покупатель,
круги - это фрукты. Взрослый просит: "Дай мне, пожалуйста, целое
яблоко, половинку яблока, одну вторую яблока."
Затем меняются ролями. Игра станет более интересной, если добавить
круги, разделенные на 3,4,5 частей и т.д.
-
Предложите ребенку обвести целый круг и "превратить" его в
солнышко, арбуз, колесо, используя бумагу и цветные карандаши.
Половинку круга - в гриб, зонтик и т.д.
-
В игре можно использовать стихи-загадки.
-
Можно создать ситуацию, при которой возникает необходимость
разделить предмет на две равные части ( помочь двум мышкам
разделить сыр).
-
Разделить 1-2 круга на две и более части. Проверить наложением
равные ли получились части, посчитать их и, соединив вместе, вновь
получить целый круг. Обвести контуры целого круга и его части.
Сравнить размеры целого круга и части, 1=2/2=3/3. Сколько частей в
каждом круге?
-
Взять 3 круга. Один целый, второй разделить на две части, третий -
на четыре части. Сравнить размер одной второй и одной четвертой
части и их количество. Вопросы Ребенку:
-
что больше - половинка или целый круг?
-
что меньше - целый круг или половинка?
-
что больше - половинка или одна из
четырех частей(одна четверть)? Почему?
Вывод. Чем на большее количество частей делится предмет, тем
меньше эти части.
-
Сколько раз надо сложить круг, чтобы разделить его на две (четыре)
равные части? Если круг сложить один( два, три...) раза пополам,
сколько частей получится? Здесь можно использовать также круги,
предварительно вырезанные из бумаги.
-
Показать одну часть круга (одну треть, одну четвертую и др.).
Пусть Ребенок попробует догадаться сколько частей было в круге?
-
Уложить в ряд по одной части всех цветов: а) по порядку: первой
положите самую большую часть, затем поменьше, и так до самой
маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих; б)
уложите такие же части, но стопкой. Внизу положите самую большую,
а вверху - самую маленькую. Складывать лучше так, чтобы стопка
была красивой (например, "лесенка" или "ступеньки" с одной
стороны, с двух сторон и т.п.).
-
Сколько четвертых частей помещается на одной половине? Сколько
шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей? Во сколько раз одна
вторая больше четвертой, шестой, восьмой, десятой , двенадцатой
части?
-
Точно также, какие части и сколько их поместится точно на одной
трети (шестых, девятых, двенадцатых)?
-
Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный,
трехцветный, четырехцветный)?
-
Действия над дробями:
|
1) 1/4 +
1/4 = 2/4 |
|
|
|
2) 1 - 1/2 = 1/2 |
|
|
|
3) 5/6 - 2/6 = 3/6 |
|
|
|
4) 3/6 = 2/4 = 1/2 |
|
|
|
5) 1/5 < 1/3 |
|
|
|
6) 2/3 > 2/4 |
|
|
|
Дополнительные рекомендации:
-
Играя с Ребенком, приучайте употреблять в речи следующие слова и
выражения:
‘разделить на равные части’, ‘целое’, ‘половина’, ‘пополам’, ‘одна
из двух’, ‘одна вторая’ и т.д.
|
|